Обзор рынка самосвалов и шасси для горнорудной промышленности

Даже если бы власти вдруг опять засекретили ныне открытые данные об общем состоянии российской экономики, по некоторым косвенным признакам без особых сложностей можно составить общую картину (именно этим в советское время и занимались целые службы в ЦРУ). В качестве такого косвенного признака можно использовать объём российского рынка продаж специальной автомобильной техники.
Рынок продаж свидетельствует: в 2005 году добывающая и перерабатывающая отрасли, строительство, перевозки опасных грузов росли исключительно бурными темпами. Во всяком случае, статистика Федеральной таможенной службы Российской Федерации свидетельствует: в 2005 году ввоз в таможенное пространство РФ новых самосвалов и шасси иностранного производства увеличился на 50%. То есть в этих отраслях экономики более чем востребована современная, высокопроизводительная, весьма недешёвая техника для обновления и расширения подвижного состава. Причём спрос этот вполне платёжеспособен.
Хотя, говоря откровенно, спрос был и раньше. Просто на 2005 год пришёлся скачок продаж, вызванный двумя существенными дополнительными факторами.
Во-первых, в сентябре 2004 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Российской Федерации №   147, разрешившее беспошлинный временный ввоз подвижного состава зарубежного производства на весь период эксплуатации, но не более восьми лет. Разумеется, в силу известной инерции, свойственной большим производствам, его действие не могло сказаться немедленно, но уж, зато в 2005 году оно заработало в полной мере.
А во-вторых, ситуация развивается в полном соответствии с данными исследований аналитической компании AT. Kearney, — рынок грузовых коммерческих автомобилей растёт с каждым годом. «Рано или поздно он насытится, и в сегменте коммерческих автомобилей начнётся ценовая война, причём полигоном её станет Россия», — отмечают в своём ежегодном докладе эксперты этой компании. Похоже, прогнозы А.Т. Kearney начали сбываться именно в 2005 году. В борьбе за аппетитный российский рынок спецавтотехники ведущие мировые автопроизводители предоставляют покупателю весьма привлекательные пакеты условий приобретения подвижного состава.
Впрочем, вернёмся к цифрам. Итак, рост российского рынка новой спецавтотехники составил в 2005 году 50%. Из них 10% пришлись на долю КАМАЗа, ещё 2% отвоевал УралАЗ. Остальные 38% роста пришлись на долю иностранных производителей.
Со значительной натяжкой можно считать зарубежными производителями белорусские заводы МАЗ и МАЗ-МАН: с одной стороны, бюджет, в который поступают налоги на их доходы, не российский, а с другой — Беларусь входит в единое экономическое пространство Союза России и Беларуси, и Таможенный союз активно работает в программе Союзного государства по развитию отечественного дизельного автомобилестроения.
Объём продаж самосвалов и шасси МАЗ в России в 2005 году


Самосвалы

2 352

Шасси

3 565

В натуральном исчислении цифры, конечно, убедительные, однако в сравнении с 2004 годом рост был не так впечатляющ, как у основных зарубежных конкурентов белорусов: самосвалов продано больше всего на 3,5%, а шасси — на 7%. Ещё скромнее дела у мазовского «земляка», один из «родителей» которого имеет немецкие корни — МАЗ-МАНа
Объём продаж самосвалов и шасси МАЗ-МАН в России в 2003-2005 годах

2003

2004

2005

Самосвалы

1

2

10

Шасси

0

10

7

Если с темпами роста продаж самосвалов здесь всё выглядит вполне убедительно (500%), то сами объёмы в натуральном исчислении настолько малы, что сложно воспринимать их всерьёз. Впрочем, объяснение этому очевидно: изначально завод создавался как плацдарм на территории Союзного государства для производства и продвижения на российский рынок прежде всего седельных тягачей для международных автомобильных перевозок. Ожидаемого результата немцы не получили, старт нового завода оказался довольно скромным, так что минчанам пришлось осваивать новую для себя технику, и производство спецтехники на этом заводе можно отнести скорее к разряду этакого хобби. Или — приработка. Правда, в 2005 году МАЗ-МАН, как и МАЗ, столкнулся с серьёзной проблемой под названием «Взимание НДС по стране назначения». В результате возникновения этой проблемы техника МАЗ-МАН по цене почти уравнялась с нерастаможенными иномарками, а поскольку иномарки теперь растаможивать незачем, то по цене они просто сравнялись…
Зато гораздо убедительнее и объёмы продаж спецавтотехники в России, и темпы их роста у немецкого «папаши» минского завода — концерна MAN. В 2005 году он поставил в Россию почти на 40% больше шасси и супертяжёлых тягачей, чем годом раньше В этой и последующих таблицах классификация техники у различных автопроизводителей не совпадает. Например, в данной таблице приводятся и тяжёлые, и супертяжёлые тягачи. В обоих случаях речь идет, в том числе и о спецтехнике, однако выделить её продажи в самостоятельный раздел не представляется возможным, поскольку у разных производителей отличаются и принципы классификации производства автомобильной техники.
Объём продаж самосвалов и шасси MAN в России в 2005 году

Всего грузовых автомобилей

514

Шасси

155

Супертяжёлые тягачи

3

Тягачи

302

Весьма показательна работа на российском рынке давно уже — ещё с советских времен -привычного (особенно на сибирских карьерах) итальянского партнёра советских добывающих и горнообогатительных предприятий концерна Iveco. Тут речь идёт скорее не о завоевании новых позиций, а о восстановлении старых традиций, ненадолго прерванных постперестроечной чехардой. На карьерах, куда приходят тяжёлые внедорожные самосвалы этой марки, по сей день трудятся заботливо подлатанные и подштопанные их предшественники…
Объём продаж самосвалов и шасси Iveco в России в 2003-2005 годах

2003

2004

2005

Тяжёлая дорожная техника

145

237

271

Тяжёлая внедорожная техника

79

259

290

Средняя

3

3

3

Как видно из таблицы, темпы роста продаж техники итальянского производства в этом сегменте рынка не особенно впечатляют в сравнении с результатами работы основных европейских конкурентов, но — повторюсь — здесь речь идёт не об освоении нового рынка, а о восстановлении старых позиций на нём. По сути, российский рынок «итальянцев» остался неизменным: кто поработал в экстремальных условиях Сибири на Iveco в прошлые годы — на них же будет работать и впредь, следуя золотому правилу «от добра добра не ищут», так что всплеска продаж итальянцам ждать не приходится.
В этой связи интересно сравнение с работой в России Renault V. I. Интересно именно в связи с исключительно быстрыми темпами роста. Так, в 2004 году французы «прибавили» к продажам на рынках России и Беларуси 293% тяжёлой грузовой техники (181 машина в 2004 году против 46 в 2003), а в 2005 — ещё 67% по отношению к 2004 году (302 против 181). План на нынешний год ещё более амбициозен: французы планируют «прирасти» ещё на 99% и продать в России и Беларуси 600 машин (что не так уж и нереально, учитывая сегодняшние темпы развития так называемого реального сектора российской экономики). Темпы роста продаж специальной автомобильной техники французского производства тоже ощутимо превышают средний показатель роста объёма российского рынка продаж (уже названные 50%).
Объём продаж самосвалов и шасси Renault в России в 2003-2005 годах

2003

2004

2005

Шасси и самосвалы, из них:

17

23

33

Mascott, Midlum (5-20 т)

14

16

18

Кегах (свыше 20 т)

3

7

15

Всё с тех же — советских — времён незыблем на российском рынке авторитет автомобилей с трёхлучевой звездой. Западноевропейские транспортники могут позволить себе сезонные капризы в зависимости от особенностей вновь вышедших на рынок моделей. Российские же транспортники куда более консервативны в своих привязанностях. Продажи специальной техники концерна DaimlerChrysler не оставляют конкурентам никаких шансов: всего в 2005 году в России было продано 672 единицы новой спецтехники Mercedes.
Объём продаж самосвалов и шасси Mercedes в России в 2005 году

Actros

Ахог

Atego

Прочие

Седельные тягачи

209

90

-

-

Самосвалы

114

-

-

-

Автобетоносмесители

12

-

-

-

Шасси прочие

182

-

49

15

Непримиримые друзья-конкуренты со Скандинавского полуострова — Scania и Volvo — как всегда, возглавляют погоню за лидером в «турнирной таблице» по темпам роста продаж специальной автомобильной техники. Scania продала в 2005 году в России 280 новых шасси для строительных машин и самих строительных машин (при этом поставив и очередной рекорд продаж новых машин -1 400). Volvo же реализовал российским потребителям 538 шасси, из них: 49 машин серии FH, 285 — FM и 204 «малыша» FL.
В целом же в 2005 году этот сегмент рынка порадовал — прежде всего тем, что бурно развивался, что не может не вызывать оптимизма у производителей тяжёлой грузовой техники (во всяком случае — зарубежных). Есть о чём задуматься отечественным автопроизводителям: обидно ведь вот так запросто, за здорово жи»вёшь выпускать из рук собственный рынок, где некогда властвовали безраздельно… Впрочем, это — тема отдельной статьи.

29 сентября, 2011, 3032 просмотра.

Челябинск

ул. Валдайская, д. 17

Телефон: (351) 267-45-54

Челябинск Тюмень
Екатеринбург Курган
Новосибирск

Заявка на покупку автомобиля

Выгодный кредит на МАЗ

Госпрограмма поддержки
кредитования техники МАЗ

МАЗ в лизинг

Спецпредложение на покупку автомобилей МАЗ в лизинг

грамота - лучший сервисный центр свидетельство официального дилера МАЗ сертификат дилера Тонар свидетельство дилера ООО ПКФ Политранс свидетельство дилера ООО СпецАвто-Восток сертификат дилера Спецавтотехника письмо, Трак Моторс является дилером ООО Транслес

Трак Моторс

Адрес: г.Челябинск, ул. Валдайская, д. 17
Телефон: +7 (351) 267-45-54
E-mail: auto@chelmaz.ru

 

Отдел продаж

Цвигун Валерий Сергеевич
Телефон: +7 (351) 267-45-54